Принципы, методы и формы специального образования.

Принципы, методы и формы специального образования.
Предыдущая12345678910111213141516Следующая

СпецП опирается на соответствующие общепед пр-пы организац образов-я и управл-я познават д-тью, однако их реализация в системе спец образов-я имеет закономерное своеобразие. Собственные пр-пы спецП отражают важнейшие, концептуальные положения спец образ-я лиц с особ образов потреб. Эти пр-пы явл-ся специфич для спецП. Пр-п пед оптимизма основ-ся на современном гуманистич мировоззр, признающем право каждого чел независимо от его особ-тей и огранич-х возмож жизнед-ти быть включенным в образоват процесс. Спец педагог строит корр-пед раб с реб, опираясь не т-ко на имеющийся актуальный уровень разв-я, но и зная и учитывая потенциальные возмож-ти реб, имея установку на положит рез-тат обуч. Этот пр-п не принимает теорию «потолка», согласно кот разв-е чел с огранич возм здор застывает как бы на достигнутом ур-не, выше кот он не в сост подняться. Данный пр-п предполаг иной взгляд на чел с особ образоват потреб. Это неущербный, соц малоцен индивид. Это благополучно развивающаяся и соц полноцен лич-ть, если этого хочет общ-во, если оно м/ обеспечить для этого необходим услов. Пр-п ранней пед помощи - один из ключевых услов успеш корр-пед помощи обеспеч-е раннего выявл-я и ранней диагностики отклон в разв-и реб для опред-я его особых образоват потреб. Современ спец обра-е предусматр максимал-е сокращ-е разрыва м-ду моментом выявл-я первич наруш в разв-ии реб и началом целенаправл корр-пед помощи, расширяя временные границы предоставления спец образов услуг с 1ых месяцев и на протяж всей жизни чел. Из Ψ-ии известно, что в разв-ии реб сущ-ют сензитивные периоды. Они недолговрем, и если по каким-л причинам в этот период не сформир-сь предполагаемая струк-ра, то по его оконч в дальнейш потреб-ся много спец усилий для того, чтобы ее сформир-ть. Пр-п корр- компенсирующей направ-ти образов-я предполаг опору на здоровые силы обучающ-ся, воспит-ка, построение образоват проц с использ-ем сохранных анализаторов, ф-ций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка разв-я (т.е. природосообразно). Корр раб, направ-я на исправ-е или ослаб-е недост-в психо-физич разв-я, созд-т доп возмож-ти для проц компенсации утрач или неполноцен ф-ций или систем организма. Образов-е и разв-е реб с огранич возмож строится, т.о., в соотв-ии с его специфич-ми природ-ми возмож-ми и на их основе. Из физиологии изв-но о возмож-ти опред-й компенсации утрач ф-ции за счет перестройки др сохранных. Поэт проц образ-я чел с особ образоват потреб стр-ся с опорой на сохр-е ф-ции. Ещё особ-ти пр-па: меньшая наполняемость кл-сов в шк, увелич-е сроки обуч, охранит лечеб-пед режим, наличие индивид занятий, спец уроки для корр-ей и компенсирующей раб, спец методы и приемы учеб и обучающ д-ти и мн др. Пр-п соц-адаптирующей направ-ти образов-я позвол преодол или значит-о уменьш «соц выпадение», сформир-ть различ структуры соц компетентности и Ψлогическую подготов-ть к жизни в окр чел социокультур среде, помочь найти ту соц нишу, в кот недостаток разв-я и огранич-е возмож-тей максим-о компенсир-сь бы, позволяя вести независим соц и матер достойный чел образ жизни. Соц-адаптирующая направ-ть обеспеч-ся содержанием стандартов спец образов-я, формами и сред-вами корр-образов-го проц, кот предусм-ют долговрем и слож сист корр-пед и Ψгической раб по освоению воспит-ком необх-х для участия в соц жизни норм повед и жизнед-ти, а также выраб-ку соответствующих навыков и привычек в максим-но доступ для дан чел мере, начиная от элементар гигиенич, коммуникат, бытовых навыков и заканч слож соц навыками, нравственно-этическими, философскими, социокультур и иными взглядами и убежден. Пр-п разв-я мышл-я, языка и коммуникации как средств спец образ-я. Любое наруш-е умст-го или физич разв-я отрицат сказ-ся на разв-ии у реб и мышл-я, и речи, и умения общаться. Свои специфич пробл в разв-ии речи, мышл-я, коммуникации сущ-ют у всех категорий дет и подрост с огранич возмож, поэт важнейшей общей для них образоват потреб-тью явл потреб-ть в корр-пед помощи по разв-ю речи, мыш-я и общения. Это необходимое условие реализации спец образ-я и успеш социокультур адаптации чел с огранич возмож. Пр-п деятельностного подхода в обуч и восп в спецП опирается на существующее в Ψ понятие «ведущая д-ть». Предметно-практич д-ть в системе спец образ-я явл специфич ср-вом обеспечения компенсаторного разв-я реб с любым откл в разв-и, пропедевтики необходимых эл-тов образ-я и трудов д-ти. То, чему обыч реб м/ научить на словах, для реб с особ образов потреб стан-ся доступ-м т-ко в проц собств д-ти, спец организов-ой и направляемой педагогом. У дет с откл в разв-ии отсут-ют или недост-но развиты такие имеющиеся у нормально развивающегося реб структуры, как житейский опыт, соответствующие житейские представл, понятия и практич-е умения. Нет у них и необход-го и достаточ-го для освоения общеобразоват предметов понятийного багажа. Этот пр-п применим к любой категории дет с особ образ потреб и находит свою реализацию не т-ко при провед спец коррзанятий. Он осущ-ся и на уроках по общеобраз предм и, конечно, в проц восп. Пр-п дифференц и индивид подхода. Индивид подход явл-ся конкретизацией дифференц подхода. Он направл на созд-е благоприят условий обуч, учитывающих как индивид особ-ти каждого реб, так и



глазием); - с наруш речи (для дет с заиканием, ОНР, ФФН); -·с наруш интеллекта (умо, ЗПР);·- с нарушениями опор-двиг аппарата. Корр гр отличаются меньшей наполняемостью (до 15 дет), наличием квалифицированных специалистов, организацией спец занятий: разв слухового и зрит восприятия, логопедические занятия, лечебная физкультура, логоритмика и др. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы.

С целью ранней диагностики и своевременного коррекционного воздействия открываются центры диагностики и консультирования; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; дифференцированного обучения. Эти учреждения рассчитаны на детей от 3 до 18 лет. Центры оказывают раннюю помощь детям с педагогической запущенностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, девиантным поведением.


0443028607869445.html
0443145271157384.html
    PR.RU™